Вся экология | Реклама | Что такое экология? | О нас | Подписка | RSS

Вся экология | Экологические новости

Опубликовано 31/10/2019, в 09 ч. 31 мин., 830 просмотров

Звери оправились от вымирания меньше, чем за миллион лет

Через 300 000 лет после падения астероида на Земле снова появились звери, подобные этому всеядному виду из отряда Loxolophus. (Иллюстрация: HHMI TANGLED BANK STUDIOS)

Примерно 66 млн. лет назад с Землёй столкнулся большой астероид, из-за которого случилось мел-палеогеновое вымирание. С планеты исчезло 75% видов живых существ, самые известные из которых – динозавры, птерозавры и водные ящеры.

Справедливости ради стоит сказать, что есть и другие объяснения вымирания помимо астероида, которые либо дополняют астероидную гипотезу, либо заменяют её, но так или иначе, вымирание всё равно случилось.

Этим воспользовались млекопитающие, которые в эпоху динозавров были скромными небольшими созданиями, выбиравшимися из укрытий c наступлением темноты и уж никак не доминировавшими в экосистеме. Исчезновение динозавров и прочих ящеров дало зверям шанс: они освоили самые разные экологические ниши, научились жить при свете дня, научились плавать, летать, охотиться друг на друга и на других животных и т. д. и т. п.

Но это всё в общих чертах, а вот детали того, как звери жили сразу после мел-палеогенового вымирания, до сих пор выяснить не удавалось. В палеонтологических находках, относящихся к тому времени, всё время чего-то не хватало, чтобы восстановить полную картину начала расцвета зверей. Однако несколько лет назад в североамериканском штате Колорадо удалось обнаружить большое скопление остатков животных и растений, позволивших детально описать, что происходило на Земле в первый миллион лет после предполагаемого падения метеорита.

Датировать остатки удалось благодаря 37 тыс. образцов пыльцы и спор. Вымирание коснулось не только ящеров: судя по останкам животных, до катастрофы в том месте в изобилии водились звери размером с енота, которые потом исчезли. В первую тысячу лет после астероида млекопитающие были представлены существами размером с крупную крысу, которые блуждали по разросшимся папоротникам.

Но уже спустя 100 000 лет число видов млекопитающих удваивается, и снова появляются виды размером с енота; в это же время на Земле появляются пальмовые леса. За следующие 200 000 лет биоразнообразие зверей вырастает втрое, и появляются виды, весящие 25 кг. К пальмам добавляются растения, дающие разные съедобные орехи. Наконец, через 700 000 лет после астероидной катастрофы на Земле расцветают бобовые растения, в чьих плодах много белка, и млекопитающие получают дополнительный эволюционный толчок – они снова увеличиваются в размере, и теперь среди них есть 50-килограммовые существа. По сравнению с выжившими «крысами» новые виды были в сто раз крупнее.

В статье в Science исследователи из Музея естествознания Денвера пишут, что за миллион лет после вымирания было три периода потепления (это удалось установить по форме листьев: у растений в более тёплом климате форма листа обычно отличается от тех, что растут в более холодном климате). В первый раз температура поднялась сразу после астероида и сразу на целых 5 °С – и, скорее всего, из-за вулканов: в то время они были особенно активны. С каждым потеплением растительность становилась более разнообразной, а следом повышалось и разнообразие зверей.

Источник