Начало > Эко новости > АНТРОПОЛОГИ НАШЛИ САМОГО СТАРОГО HOMO SAPIENS В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ.

АНТРОПОЛОГИ НАШЛИ САМОГО СТАРОГО HOMO SAPIENS В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ.

05/04/2007 12:36 / 👁 2526 / Источник Газета.Ru / Поделиться:
Старик преподнёс учёным сразу несколько сюрпризов. Мало того, что он ходил в обуви, он оказался ещё и гибридом с неандертальцем. Так что китайский человек может разрешить сразу несколько затянувшихся споров.Американо-китайская группа антропологов нашла в Китае самые старые останки современного человека в Восточной Азии.

Американо-китайская группа антропологов нашла в Китае самые старые останки современного человека в Восточной Азии. Это останки одного из самых ранних представителей вида Homo Sapiens (человек разумный), проживавшего на территории Восточного Китая. Исследователям удалось найти 34 человеческих кости в пещере Тяньюань, расположенной под Пекином.

Авторы работы полагают, что их находка подкорректирует представления современной науки о путешествии человека разумного по миру. А также добавит аргументов в пользу теории, согласно которой появление на свет вида Homo Sapiens стало результатом инбридинга.

При помощи радиоуглеродного анализа ученые смогли датировать фрагменты захоронения примерно 42-39 тыс. лет назад. Скорее всего, этот человек дожил до 50 лет, что по тем временам было очень много.

Так как часть тазовых костей не сохранилась, исследователи не могут определить, нашли они мужчину или женщину. Зато они уверены, что перед смертью этот человек сильно болел. К тому же, часть зубов у него выпала ещё до смерти, что, впрочем, для живших тогда людей такого возраста было делом обычным.

Забавным дополнением к открытию оказался тот факт, что "китайский человек" носил обувь.

Как показал анализ всего одной кости пальца ноги (больше найти не удалось), он уже примерно 40 тыс. лет назад носил ботинки или сапоги. До сих пор считалось, что впервые люди обулись примерно 10 тыс. лет позже.

"На данный момент известны лишь два захоронения в Восточной Азии, которые относятся к этому, достаточно важному для истории расселения человека, периоду", - отметил руководитель исследования профессор Эрик Тринкос из университета Вашингтона (США). По его словам, останки Homo Sapiens находили на острове Борнео и в Ливане. Однако они моложе примерно на 10 тысяч лет.

Но самое главное в находке другое. Согласно современным представлениям, вид Homo Sapiens изначально появился в Восточной Африке и примерно 70 тысяч лет назад начал расселяться по всей планете. Переселенцы постепенно вытесняли более архаичные виды, например, неандертальцев (Homo Neanderthalensis).

Вполне вероятно, что Homo Sapiens не только насильно сгоняли представителей других подвидов с их стоянок, но и могли решать проблему "полюбовно" в прямом смысле этого слова.

По мнению профессора Тринкоса, обнаруженные останки принадлежат как раз к последствиям "полюбовного" решения, так как "китайский человек" при, в общем-то, современном строении обладает некоторыми особенностями (например, сильно развитыми передними зубами) неандертальцев.

Профессор также напомнил, что: "образцы, которые находят на территории современной Европы, представляют собой останки людей современного типа. Но они также указывают на возможное наличие архаичных черт, присущих жившим ранее представителям их вида из Восточной Африки".

"Основной вопрос, который возникает при сравнении останков Homo Sapiens, связан с происхождением этих архаичных черт у продвинувшихся дальше по эволюционной лестнице существ", - подчеркнул Тринкос.

"Или они реэволюционировали, что невозможно, или получили их в результате скрещивания с более архаичными формами", - озвучил суть теории инбридинга профессор.

Обсуждение вопроса об инбридинге у подвидов человеческих существ всегда вызывало бурные споры у антропологов. Потому что есть и другая теория, по которой архаичные черты просто передавались по наследству последующим поколениям от их первичных предков из Африки. И периодически "выплывали" в виде атавизмов.

Как передаёт "Би-би-си", существуют исследования, опровергающие теорию инбридинга: анализ ДНК проживающих в Африке сейчас людей показал, что никакое скрещивание между этими людьми и неандертальцами невозможно. Впрочем, есть и другие работы, доказывающие такую возможность. Например, проводимая немецкими специалистами расшифровка ядерной ДНК неандертальца показала, что неандертальцы вполне могли спариваться с Homo Sapiens. Более ранние заявления, согласно которым, человека нельзя считать потомком неандертальца, делались на основе анализа митохондриальной (мт)ДНК неандертальца и современного человека. И они действительно не совпадают. Делала анализ группа профессора Пааво, которая сейчас расшифровывает ядерную ДНК неандертальца. И уже сейчас они установили, что такие скрещивания всё же происходили. Просто если спаривался самец неандертальца с самкой Homo Sapiens, то мтДНК, в отличие от ядерной, не наследовалась. Обратных спариваний, судя по совокупному анализу ядерной и мтДНК, не было. Видимо, самцов Homo Sapiens самки Homo Neanderthalensis в качестве сексуальных партнерш не привлекали.

Да и сам профессор Тринкос еще в 2003 году сообщал о датировке останков, обнаруженных в так называемой "пещере с костями". Тогда в ней нашли кости 35-36-тысячелетнего возраста. Самое интересное в находке не возраст, а то, что профессор Тринкос отмечает наличие у последних образцов, помимо современных черт, специфических анатомических признаков, присущих неандертальцам.

Кроме того, профессор приводит еще один аргумент в защиту своей теории инбридинга, с которым сложно не согласиться. По его словам, в природе существует масса животных, эволюционировавших путем скрещивания с родственными подвидами. Скажем, британская дикая кошка превратилась в домашнюю именно путем инбридинга. Так "почему же эволюция человека не могла пойти похожим путем?" - спрашивает Тринкос.

Пока ученое сообщество не может ответить на этот вопрос. И антропологи приведут ещё множество доказательств правдивости того или иного предположения. А с работой американо-китайской группы можно познакомиться на страницах Proceedings of the National Academy of Sciences в номере за 3 апреля.
Оксана Молчанова