Начало > Эко новости > Стволовые клетки победили иммунитет

Стволовые клетки победили иммунитет

25/12/2007 20:21 / 👁 1763 / Источник Газета.Ru / Поделиться:
Российским и американским учёным удалось размножить эмбриональные стволовые клетки человека, которые не отторгает иммунная система других людей. Клетки получены с помощью партеногенеза ("девственного размножения") и могут стать универсальным донорским материалом. Клеточная трансплантация постепенно становится одним из ведущих направлений современной медицины. Стволовые клетки победили иммунитет Стволовые клетки победили иммунитет
Шум вокруг "стволовых клеток" конца прошлого века понемногу утихает, а ученые переходят от фундаментальных исследований к клиническим испытаниям. Правда, результаты пока не столь впечатляющи, как ожидалось.

Одной из причин этого является проблема источника клеток, в данном случае - уже порядком всем поднадоевших стволовых. Глобально можно выделить две их основные группы - эмбриональные, или фетальные, стволовые клетки и так называемые стволовые клетки взрослого человека, остающиеся в тканях на протяжении всей жизни уже после внутриутробного развития. Клетки пуповинной крови и самой пуповины занимают промежуточное положение.Полученные у взрослого человека клетки уже не раз испытывали в лечении инфаркта миокарда, инсульта, печеночной недостаточности, но результаты нельзя назвать оправдывающими ожидания - отчасти из-за более низкой эффективности взрослых клеток.

В экспериментах на лабораторных животных трансплантация эмбриональных стволовых клеток гораздо эффективней, ведь эти клетки находятся на более ранней стадии развития/дифференцировки, а потому и обладают большими способностями к делению и превращению в другие клеточные типы. Но исследования трансплантации таких клеток на людях пока запрещены в большинстве стран мира не только по этическим соображениям, но и ввиду возможности так называемой малигнизации - превращения пересаживаемых клеток в опухолевые, опять же из-за их высокой потенции к превращениям вообще.

Основной источник эмбриональных стволовых клеток человека для ученых - эмбрионы, остающиеся после экстракорпорального оплодотворения, более известного как "зачатие в пробирке", и абортивный материал. Решить этические вопросы должна череда открытий этого года, давших возможность получать такие клеточные линии альтернативным путем.Ими стали превращение в плюрипотентные стволовые клетки обычных фибробластов кожи за счет активации группы генов Oct4 и партеногенетическое получение эмбрионов из неоплодотворенных яйцеклеток.В случае таких "прорывов" в науке очень остро встает вопрос о воспроизводимости метода, а следовательно, и о его достоверности.

О "генетической" активации одновременно сообщили две независимые группы американских и японских исследователей, и этот способ получения стволовых клеток даже успела одобрить католическая церковь.
Второй вариант - партеногенез.Феномен партеногенеза - "полового однополого размножения" - был впервые замечен у вида ящериц, представленного только самками. Способны к нему и пчёлы, другие насекомые и, похоже, даже акулы. Например, у шелкопряда можно активировать неоплодотворенную яйцеклетку к развитию специальным температурным режимом вкупе с потряхиванием. Это исключает стадию оплодотворения - слияния с мужской гаметой, необходимого для восстановления диплоидного набора хромосом. В случае партеногенеза хромосомы яйцеклетки удваиваются, но деления клетки не происходит, в результате яйцеклетка самостоятельно превращается в зиготу - клетку, из которой развивается будущий организм, ничем не отличающийся от своих собратьев, родившихся по любви двух организмов.

Попытки осуществить партеногенез у млекопитающих предпринимались с начала 2000-х годов, но человеческие половые клетки оставались неприступны для партеногенетической активации. Летом 2006 года о положительных результатах исследования сообщили итальянские специалисты, однако их "открытие" осталось не принятым научной общественностью.Идея нашла более удачных последователей. Российско-американская группа сообщила об удачном эксперименте в июне этого года, а в готовящемся к выходу выпуске журнала Cloning and Stem Cells они подтвердили свои данные, получив более совместимые при трансплантации клеточные линии ЭСК.

Особенность их новой работы в получении клеток, гомозиготных по HLA - генам главного комплекса гистосовместимости. Комплекс белков HLA (MHC) играет ключевую роль в реакции "свой - чужой", помогая клеткам иммунной системы распознавать и уничтожать чужеродные клетки. Перед трансплантацией все больные и донорский материал проходят исследование на гены HLA. Наиболее распространены в популяции около 200 вариантов (аллелей) этих генов, но их комбинация приводит к тому, что шансы найти идеальную пару "донор - реципиент" составляют от 1 до 1000 на миллион.

Тем не менее, как и в случае с переливанием крови, существует своего рода "минимальный" набор генов HLA. Если он присутствует у реципиента, то всего одно отличие в наборе донора приведёт к отторжению органа. Тем не менее, если тот же набор присутствует у донора, то вне зависимости от набора реципиента присутствие донорского варианта в его геноме делает удачную трансплантацию вполне вероятной.Реакция отторжения точно так же может развиваться не только при трансплантации органов и тканей, но и отдельных клеток.Правила подбора доноров ничем не отличаются. Для этой цели и работают банки клеток и органов, позволяющие подобрать нужную пару среди миллиона возможных.

Специалистам Центра акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН совместно с коллегами из Lifeline Cell Technology удалось свести число таких вариантов к минимуму. Созданные ими клеточные линии обладают этим "простейшим" - гомозиготным набором генов HLA.Правда, ученые ещё не перебрали все варианты, а лишь показали возможность получения этих клеток. Кроме того, и независимого подтверждения их результатов пока нет. О клинических перспективах говорить также пока не приходится. Ведь если этические аспекты удалось решить, то риск нежелательных превращений пересаживаемых стволовых клеток остается.