Начало > Эко новости > Семена сорняков быстро эволюционировали в городских условиях

Семена сорняков быстро эволюционировали в городских условиях

06/03/2008 11:11 / 👁 1579 / Поделиться:
К интересному заключению пришла команда и ученые биологов под руководством Пьера-Оливье Чепту из французского национального научно-исследовательского центра (CNRS) в Монпелье: оказывается, что растение скерда эволюционировало в условиях города всего за 12 лет, сообщает научно-популярный интернет-журнал MEMBRANA. Скерда - это сорняковое растение семейства сложноцветных, напоминающее одуванчик. Crepis sibirica и два вида семян скерды. Фото с сайтов wikimedia.org и nature.com Crepis sibirica и два вида семян скерды. Фото с сайтов wikimedia.org и nature.com

Скерда - это сорняковое растение семейства сложноцветных, напоминающее одуванчик. У этого сорняка два вида семян: более крупные, которые падают в близлежащую землю, и более лёгкие, обладающие так называемыми "зонтиками" или "парашютиками", благодаря которым семена могут переноситься ветром на большие расстояния.

Ученые выяснили, что всеобщая урбанизация заставила скерду довольно быстро эволюционировать, чтобы приспособиться к условиям окружающей среды, но именно благодаря этому ей может грозить вымирание. Произрастая в городе, эти растения в основном сосредоточенный на клумбах или вокруг деревьев. Биологи заметили, что растения всё чаще скидывают семена в землю вокруг себя, нежели выпускают в полёт "парашютики".

Заинтересовавшись данным фактом, ученые решили провести опыт: вырастили в теплице несколько растений из семян, собранных в черте города Монпелье и на территории сельской местности. Пьер-Оливье сделал так, чтобы растения одного типа могли переопыляться только между собой. Когда вся скерда отцвела, учёные собрали образовавшиеся семена и пересчитали их. Оказалось, что растения, произрастающие в городе, производят 14% более тяжёлых семян, в сравнении с их деревенскими сородичами, которые "выдают" лишь 10% последних.

Чепту посчитал, что у более крупных и тяжёлых семян на 55% больше шансов оказаться в земле и прорасти, и всё из-за того, что они сразу попадают в землю, а не ищут пристанище в каком-то другом месте. Таким образом, образование большего количества тяжёлых семян - это своего рода механизм адаптации. Проблема в том, что со временем увеличится риск генетической изоляции таких растений, и, возможно, они не выживут в новых условиях и просто исчезнут.