Начало > Эко новости > Австралийские ученые исправили сценарий кислородной катастрофы

Австралийские ученые исправили сценарий кислородной катастрофы

24/10/2008 12:10 / 👁 1677 / Источник Lenta.ru / Поделиться:
Австралийским ученым удалось уточнить сценарий кислородной катастрофы - явления резкого насыщения атмосферы кислородом около 2,4 миллиарда лет назад, сообщает Science NOW. Работа ученых опубликована в журнале Nature. Микроскопические окаменелые капли нефти, которые использовались для новой датировки углеводородов. Фото авторов исследования. Микроскопические окаменелые капли нефти, которые использовались для новой датировки углеводородов. Фото авторов исследования.

Сложности с кислородной катастрофой возникли в 1999 году, когда группа ученых опубликовала в журнале Science исследование, в котором доказывалось, что микроорганизмы, производящие кислород, появились на 300 миллионов лет раньше, чем произошла кислородная катастрофа. Свои выводы исследователи основывали на анализе сланцев (особой слоистой горной породы), сформировавшихся в то время. С тех пор выдвигалось большое количество гипотез, объясняющих эту задержку. Некоторые исследователи полагали, например, что в результате геологических процессов популяция микроорганизмов, производящих кислород, резко возросла 2,4 миллиарда лет назад.

Новая работа австралийских ученых ставит под сомнение противоречивые результаты девятилетней давности. Исследователи изучали микроскопические окаменелые капли нефти, которые содержались в тех же образцах сланцев, на анализе которых были основаны предыдущие результаты. Основным аргументом в статье 1999 года было обнаружение особого вида углеводородов, которые могли образоваться лишь при участии организмов, производящих кислород. Современная датировка этих углеводородов показала, что им "всего" 2,15 миллиарда лет. По словам австралийских геобиологов, эти вещества могли попасть в образцы в результате случайного загрязнения. Оно могло произойти, в частности, во время добычи образцов.

Работа уже подверглась критике со стороны специалистов. Многие из них ссылаются на то, что возникновение организмов, производящих кислород, 2,7 миллиарда лет назад уже несколько раз доказывалось в других работах независимыми методами.