Начало > Эко новости > Потепление климата может не дать "зарасти" озоновым дырам - ученые

Потепление климата может не дать "зарасти" озоновым дырам - ученые

05/02/2009 16:31 / 👁 1541 / Источник РИА Новости / Поделиться:
Рост концентрации парниковых газов в атмосфере может задержать и даже остановить процесс восстановления стратосферного озона в некоторых регионах Земли, что может повлиять на здоровье людей, в частности, на количество случаев рака кожи, пишет группа американских ученых в статье, опубликованной в журнале Geophysical Research Letters. Потепление климата может не дать "зарасти" озоновым дырам - ученые. Фото: РИА Новости Потепление климата может не дать "зарасти" озоновым дырам - ученые. Фото: РИА Новости

Авторы исследования, Дэррин Во (Darryn Waugh) из Университета Джона Хопкинса и его коллеги, установили, что изменение климата меняет циркуляцию воздуха в нижних слоях стратосферы над тропиками и средними широтами в южном полушарии. Перемены воздушных течений могут привести к тому, что уровень озона никогда не вернется к прежнему уровню, даже после того, как вещества, разрушающие озон, уйдут из атмосферы.

"Глобальное потепление вызывает изменения в скорости перемещения воздушных масс в нижней стратосфере. Чем быстрее воздух проходит через этот слой, тем меньше озона формируется", - поясняет Во, слова которого приводятся в сообщении издателя журнала - Американского геофизического союза (American Geophysical Union - AGU).

В свою очередь, Дэн Лубин (Dan Lubin), физик атмосферы, изучавший отношение между снижением концентрации озона и колебаниями ультрафиолетового излучения, достигающего земли, полагает, что данные Во указывают на угрозу для здоровья людей, живущих в тропиках и южных средних широтах.

Если уровень озона в этих регионах не вернется к уровню, существовавшему до 1960-х годов, "риск рака кожи для людей с белой кожей в таких странах, как Австралия и Новая Зеландия, и, возможно, Чили и Аргентина, в 21 веке будет выше, чем в 20-м", сказал Лубин. Он является сотрудником Океанографического института Скриппса в Калифорнии и не входит в число авторов исследования.

Озон - газ, молекулы которого состоят из трех атомов кислорода. Озоновый слой в атмосфере не пропускает к поверхности Земли жесткое ультрафиолетовое излучение, которое может, в частности, вызывать рак кожи у людей.

В 1970-е годы было зафиксировано снижение концентрации озона в некоторых регионах, так называемые "озоновые дыры". Ученые связали снижение уровня озона с ростом присутствия в атмосфере ряда веществ, используемых человеком, в частности, фреонов. В конце 1980-х годов большинство государств приняли Монреальский протокол, предусматривающий прекращение производства веществ, разрушающих озон.

Исследователи отмечают, что не во всех регионах процесс "зарастания" озоновых дыр будет остановлен потеплением. В частности, оно мало повлияет на озон в средних широтах северного полушария и в полярных регионах.

Кроме того, в верхних слоях атмосферы изменение циркуляции, связанное с потеплением, может замедлить реакции, разрушающие озон, и восстановление его концентрации пойдет быстрее.