Контакты | Реклама | Подписка
Начало > Эко новости > 10 самых распространенных мифов о катастрофах и стихийных бедствиях

10 самых распространенных мифов о катастрофах и стихийных бедствиях

10/04/2009 13:02 / 👁 1689 / Источник InoPressa.ru / Поделиться:
Мифы о катастрофах часто страшнее реальности, утверждает на страницах The Times журналистка и писательница Аманда Рипли, которая много лет писала о разнообразных чрезвычайных ситуациях и брала интервью у выживших. В своей статье она опровергает 10 самых распространенных мифов о катастрофах и стихийных бедствиях. Наводнение. Фото с сайта http://pics.utro.ru/utro_photos/2007/02/05/flood/02.jpg Наводнение. Фото с сайта http://pics.utro.ru/utro_photos/2007/02/05/flood/02.jpg


Вопреки распространенному убеждению, даже серьезные аварии в авиации (включая пожары) не обязательно фатальны: 56% пассажиров, попавших в такие катастрофы с 1983 по 2000 год, остались живы. "Главное, побыстрее покинуть самолет", - пишет автор, подчеркивая, что лучший способ подстраховаться - это заранее прочесть буклеты по технике безопасности, так как в состоянии испуга мозг очень плохо обрабатывает новую информацию.

Безудержная паника, изображаемая в фильмах-катастрофах, в действительности большая редкость: обычно люди становятся кроткими и покорными, пишет автор. "Это порождено естественным отбором: те, кто перед лицом опасности впадает в истерику, редко остаются живы", - отмечает Рипли.

От катастроф чаще страдают бедняки - в том числе бедные страны, подчеркивает Рипли. Два землетрясения - в Калифорнии в 1994 году и в Пакистане в 2005-м, были одинаковыми по силе и радиусу разрушений, но в США погибло всего 63 человека, а в Пакистане - около 100 тыс., сообщает издание.

Стихийные бедствия редко бывают неожиданными: так, ураган "Катрина" был за много лет предсказан учеными, журналистами и чрезвычайными службами во всех деталях. "Беда в том, что мы слишком плотно застроили побережье, уничтожив природные буферы типа мангровых лесов", - поясняет автор.

В чрезвычайной ситуации благоразумие обычно важнее физической силы, замечает автор. Среди выживших в цунами 2004 года было больше мужчин, так как многие женщины не умели плавать. Однако в США мужчины чаще гибнут при наводнениях и ударах молнии, так как часто медлят с эвакуацией.

При пожаре следует рассчитывать только на себя, соседей или коллег, так как пожарные не могут появиться на месте моментально, отмечает Рипли.

Учебные тревоги - это не пустая трата времени: "когда комната полна дыма, приходится пробираться на ощупь, а это очень опасно: в современном здании дым очень быстро становится ядовитым", - пишет Рипли, советуя отработать до автоматизма путь к ближайшему выходу.

Истории о мародерстве и изнасилованиях при крупных катастрофах значительно преувеличены, считает автор. Если такое и случается, то в неблагополучных районах.

В первобытный инстинкт "сражайся-или-беги", который якобы включается в нештатных ситуациях, Рипли не верит. "В действительности люди очень часто не спасаются от смертельной угрозы, а замирают, словно бы впадая в летаргический сон", - пишет она, ссылаясь, например, на катастрофу парома "Эстония" в 1994 году. Возможно, речь идет о защитном механизме: человек или животное прикидывается мертвым, чтобы спастись от хищника. Теперь стюардесс учат дико вопить: "Уходите из самолета!", и, как показывает практика, это выводит пассажиров из ступора, отмечает автор.

Герои, как и все нормальные люди, чувствуют страх, но им страшнее бездействие, чем действия, отмечает автор. Например, американец Роджер Олиэн, который зимой бросился в реку - спасать людей из разбившегося самолета, просто не хотел чувствовать себя трусом.
Дополнительная информация по теме
Учебная тревога позволяет до автоматизма оттачивать жизненно необходимые навыки. Ведь автоматизм это умение оперировать действием, не задумываясь о самом процессе. А в сложных случаях думать нет времени и каждая секунда на счету.

Последние новости

Популярные новости