Начало > Эко новости > Бабочки не могут есть слишком сладкое из-за своих хоботков

Бабочки не могут есть слишком сладкое из-за своих хоботков

30/09/2011 12:55 / 👁 1749 / Источник Компьюлента / Поделиться:
Лижущий ротовой аппарат пчелы позволяет своей хозяйке быть большей сладкоежкой, чем бабочка: хоботок последней не даёт всасывать слишком сладкий и потому чересчур вязкий нектар. Энтомологи давно знали, что бабочки и мотыльки предпочитают менее сладкий нектар, чем пчёлы. Долгое время это оставалось необъяснимым феноменом, пока на помощь энтомологам не пришли математики. Бабочка, сосущая нектар (фото joann jozwiak). Бабочка, сосущая нектар (фото joann jozwiak).

Энтомологи давно знали, что бабочки и мотыльки предпочитают менее сладкий нектар, чем пчёлы. Долгое время это оставалось необъяснимым феноменом, пока на помощь энтомологам не пришли математики. В статье, опубликованной в журнале PNAS, группа учёных из Массачусетского технологического института (США) пишет, что вкусовые предпочтения пчёл и бабочек напрямую зависят от типа ротового аппарата тех и других.

Сидя на цветке, насекомые подвергаются большей опасности быть съеденными. Поэтому им необходимо найти баланс между количеством нектара, который они успеют всосать, и временем, потраченным на еду. Очевидно, что съеденного нектара должно быть как можно больше, а потраченного времени - меньше. Не менее очевидно, что самым питательным будет нектар с максимумом сахаров. Но увы: при этом он будет и более вязким. Насекомому придётся приложить больше усилий и затратить уйму времени, чтобы добыть порцию сладчайшей, но густой жидкости.

И здесь всё зависит от того, как кормится насекомое. Пчёлы окунают в раствор язык, слизывая сладкое. Бабочки поступают иначе: они всасывают нектар через хоботок. Простой опыт подсказывает, что закачка через шланг вязкой массы требует больше усилий и времени. Математическая модель, разработанная исследователями, дала следующие цифры: для пчёл идеальная концентрация сахара составляет 50-60%, для бабочек - 30-40%. Такие количества позволят и тем и другим плотно поесть и не затратить на это слишком много усилий.

На самом же деле, как отмечают авторы, при общей правильности рассчитанной пропорции реальное количество сладкого в нектаре заметно меньше. Но это может быть своеобразной уловкой растений: им выгодно оставить опылителя отчасти голодным, чтобы у того был повод посетить и другие цветы - а значит, доставить пыльцу по адресу. Кто тут за кем шёл в эволюции, насекомые ли адаптировали свой ротовой аппарат или растения изменяли химический состав нектара, сказать с уверенностью вряд ли возможно: слишком давно и прочно переплелись их эволюционные пути...