Контакты | Реклама | Подписка
Начало > Эко новости > Птицы и люди одинаково подвержены иррациональным решениям

Птицы и люди одинаково подвержены иррациональным решениям

22/11/2011 12:05 / 👁 781 / Источник Компьюлента / Поделиться:
Обыкновенные скворцы подчинены влиянию контекста не меньше, чем покупатели в супермаркете: когда птицам нужно сделать выбор между "хорошим" и "лучшим", они легко выберут "хорошее" - если в прошлом это "хорошее" было подкреплено контекстным сигналом. Когда мы делаем покупки в магазине, наш выбор не всегда можно объяснить разумными причинами. Скворцы за обедом (фото Joel Parr Photography). Скворцы за обедом (фото Joel Parr Photography).
Обыкновенные скворцы подчинены влиянию контекста не меньше, чем покупатели в супермаркете: когда птицам нужно сделать выбор между "хорошим" и "лучшим", они легко выберут "хорошее" - если в прошлом это "хорошее" было подкреплено контекстным сигналом.

Когда мы делаем покупки в магазине, наш выбор не всегда можно объяснить разумными причинами. Иррациональные решения, которые мы принимаем, часто обусловливаются конкретным окружением и контекстом, и об этом прекрасно осведомлены сотрудники крупных супермаркетов. Поясним на примере. Допустим, у нас есть два сорта помидоров - получше и похуже. А в магазине - ещё двадцать видов помидоров. Если тот, который похуже, поместить среди наилучших сортов, то в его пользу будет играть контекст, и покупатель будет его охотно брать. Ну а тот, что получше, помещённый среди сортов умеренного качества, скорее всего, не будет куплен, поскольку потребитель попросту понадеется найти что-нибудь более приемлемое. Наконец, если положить оба сорта рядом, то покупатель будет брать тот, что хуже: контекстная память победит разумные соображения.

Зоологи из Оксфорда (Великобритания) заинтересовались как раз последним вариантом - неправильным решением, принятым под влиянием иррациональных причин. Результаты их работы говорят о том, что это свойственно не только людям, но и животным: в эксперименте обычные скворцы демонстрировали ту же зависимость от контекста, что и покупатели в магазине. Птицы должны были предпочесть то или иное цветное изображение, чтобы получить еду. Скворцы выбирали из двух вариантов, получше и похуже, причём они имели возможность для сравнения - как если бы хорошие помидоры лежали рядом с менее качественными. Но при этом одна группа птиц делала выбор в условиях активного контекста; это можно сравнить с табличкой в супермаркете, указывающей на "самые лучшие помидоры". Другая группа скворцов действовала в нейтральном контексте, то есть опиралась только на количество еды, которое было доступно в том или ином случае.

Затем экспериментаторы предлагали сделать выбор между хорошим и лучшим, то есть перед птицами как бы появлялись те самые два сорта помидоров. Птицы из второй группы, которые всё время "думали головой", и в этом случае редко принимали неправильное решение. Они сравнивали два варианта, которые перед этим выбирали по отдельности, и принимали решение в пользу объективно лучшего. Если же выбор делали скворцы, испытывавшие контекстное давление, то им больше нравился тот вариант, появление которого в предыдущем опыте сопровождалось этим самым дополнительным контекстом. Из хорошего и лучшего они выбирали хороший, опираясь на контекстную память. При этом в случае последовательного выбора птицы не ошибались - если они по очереди сталкивались с разными вариантами и должны были решить, предпочесть этот или продолжить поиск. (Опять-таки прибегая к магазинному сравнению, это как если бы мы шли вдоль рядов с пресловутыми помидорами, оценивая каждый сорт и решая, брать или искать дальше.) Но одновременная демонстрация двух возможностей сбивала скворцов с толку, заставляла их опираться на предыдущий контекстный опыт, когда нужно было просто сравнить два варианта.

В статье, опубликованной в журнале Science, авторы говорят, что такой способ умозаключений может вести к экономическим ошибкам, но вполне оправдан экологически. В природе чрезвычайно редки ситуации, сходные с торговыми рядами, где можно ковыряться и выбирать лучшее. Такое запоминание контекста отражает приспособленность животных к конкретной среде обитания и должно облегчать принятие решения во множестве последовательных ситуаций выбора. Причём речь идёт не о выборе из двух одновременных возможностей, а о решении остановиться или искать дальше.

Первоначально контекст помогает поступить правильно, но по достижении некоего информационного порога он начинает мешать: добавочные сведения становятся не относящимся к предмету "шумом". Что, в частности, играет на руку торговым менеджерам.

Последние новости

Популярные новости