Начало > Эко новости > Биологи вылечили мышей от ожирения трансплантацией нейронов

Биологи вылечили мышей от ожирения трансплантацией нейронов

25/11/2011 14:43 / 👁 1115 / Источник РИА Новости / Поделиться:
Американские и польские биологи смогли вылечить нескольких мышей от ожирения, вызванного неправильным развитием некоторых типов нервных клеток, при помощи здоровых нейронов, которые они пересадили в мозг мыши.Методологию и выводы своего исследования Джеффри Маклис (Jeffrey Macklis) из Гарвардского университета (США) и его коллеги опубликовали в статье в журнале Science. Лабораторные мыши. Фото: http://sci-lib.com Лабораторные мыши. Фото: http://sci-lib.com

Группа ученых под руководством Маклиса вырастила популяцию мышей, у которых отсутствовали нервные клетки, управляющие считыванием молекул лептина - гормона насыщения всех млекопитающих. Как правило, невосприимчивость к этому гормону приводит к быстрому ожирению и последующей смерти грызуна, если потребление пищи не будет ограничиваться экспериментатором.

Биологи попытались устранить эту проблему при помощи нейронов, выращенных из эмбриональных стволовых клеток здоровой мыши.

За последние два десятилетия биологи научились превращать стволовые клетки в ткани костей, мускулов, кожи и нервной системы. Культуры "стволовых" нейронов могут стать лекарством от болезней Альцгеймера, Паркинсона и других нейродегенеративных заболеваний. Однако интеграция нервных клеток в живую нервную систему затруднительна - все окончания индивидуальных клеток необходимо подключить и "настроить" на нужный лад.

Авторы статьи просветили мозг грызунов при помощи ультразвука и выделили три точки, куда должны были быть вставлены нервные клетки. После этого мышей усыпили и ввели около 15 тысяч новых нейронов в избранные участки гипоталамуса - отдела головного мозга, управляющего аппетитом.

Как отмечается в статье, чужие нервные клетки были помечены при помощи флуоресцентного белка GFP, который светится при облучении синим или ультрафиолетовым светом. Такая маркировка позволила ученым проследить, какие клетки выжили и соединились с гипоталамусом организма-хозяина.

В целом, практически все нервные клетки пережили имплантацию и успешно интегрировались в гипоталамус грызуна на электрическом и гормональном уровне.

Затем ученые изучили связи между новыми и старыми клетками при помощи набора тонких микроэлектродов и электронного микроскопа. Все выжившие нейроны соединились с нервами гипоталамуса при помощи "обычных" синаптических окончаний.

Убедившись в успешной интеграции новых нервных клеток, ученые проверили то, насколько потолстеют грызуны с инъекцией искусственных нейронов. Для проверки Маклис и его коллеги вырастили еще одну популяцию грызунов без лептиновых нейронов и использовали ее в качестве контрольной группы.

После этого исследователи обильно кормили своих подопечных в течение нескольких дней и следили за их весом. Оказалось, что мыши с новыми нейронами толстели на 30% медленнее, чем их сородичи из контрольной группы.

"Следующий шаг для нас - схожие эксперименты в других частях головного и спинного мозга, задействованных в развитии бокового амиотрофического склероза. Мы задаем себе вопрос - можем ли мы починить цепи нейронов в этих случаях? Я подозреваю, что сможем", - заключает Маклис.

Боковой амиотрофический склероз, известный также как болезнь Шарко или болезнь Лу Герига - тяжелое неизлечимое заболевание центральной нервной системы, которое приводит к параличу конечностей и атрофии мышц. Лечение способно лишь замедлить развитие болезни, как правило, больные через несколько лет умирают от отказа дыхательной мускулатуры. Известно лишь два случая, когда состояние больных стабилизировалось: болезнь британского астрофизика Стивена Хокинга и британского же гитариста Джейсона Беккера.