Начало > Эко новости > История экспериментов с клонированием

История экспериментов с клонированием

28/02/2012 12:05 / 👁 2382 / Источник РИА Новости / Поделиться:
27 февраля 1997 года шотландские ученые объявили об успешном клонировании овцы Долли. Термин "клонирование" описывает целый ряд различных процессов, в результате которых может быть создана генетическая копия биологического организма. "Скопированный" материал, который имеет аналогичный "оригиналу" генетический состав, называется "клоном". Овечка Долли. Фото: http://xage.ru Овечка Долли. Фото: http://xage.ru

В 1880-х годах Аугуст Вайсман (August Weismann), профессор зоологии и сравнительной анатомии Фрайбургского университета (University of Freiburg), предположил, что генетическая информация постепенно сокращается при каждом делении клетки.
Теорию Вайсмана экспериментально подтвердил немецкий эмбриолог Вильгельм Ру (Wilhelm Roux). Когда он при помощи горячей иглы уничтожил одну из клеток двухклеточного эмбриона лягушки, развилась только половина зародыша.

В 1894 году немецкий биолог Ханс Драйш (Hans Dreisch) оспорил теорию Вайсмана и Ру, экспериментально выявив, что бластомеры (клетки, образованные в результате дробления зиготы), изолированные из двух- и четырехклеточных эмбрионов морского ежа, способны развиться в небольшие личинки.

В 1901 году немецкий ученый Ханс Шпеман (Hans Spemann) разделил двухклеточный зародыш саламандры на две части, каждая из которых развилась в полноценный организм. Результат эксперимента подтвердил, что на ранней стадии развития эмбриональные клетки содержат достаточную для создания самостоятельного организма информацию.

В 1902 году американский генетик Уолтер Саттон (Walter Sutton) выдвинул гипотезу, что генетическая информация хромосомы содержится в клеточном ядре.

В 1914 году Ханс Шпеман провел первые опыты по пересадке ядра из одной клетки в другую.

В 1938 году Шпеман предположил, что существует возможность пересадки ядра одной клетки в безъядерную яйцеклетку.
Так была заложена теоретическая основа последующих экспериментов по клонированию.

В 1962 году Джон Гердон (John Gurdon), профессор Оксфордского университета, заявил, что клонировал южно-африканскую лягушку из ядра клетки кишечника головастика.

В 1963 году британский биолог Джон Холдейн (John Haldane) впервые употребил термин "клон".

В этом же году китайский исследователь Тун Дичжоу (Tong Dizhou) впервые клонировал рыбу. Он пересадил генетический материал взрослого азиатского карпа в икринку, из которой появилась новая особь, которая впоследствии принесла потомство.

В 1964 году профессор Корнелльского университета Фредерик Стюард (Frederic Steward) вырастил целую морковь из полностью изолированных клеток корневища, доказав таким образом возможность клонирования с использованием дифференцированных (изолированных) клеток.

В 1969 году профессора Гарвардского университета Джеймс Шапиро (James Shapiero) и Джонатан Беквит (Johnathan Bechwith) выделили первый ген.
В 1972 году профессор Стэнфордского университета Пол Берг (Paul Berg) создал первые рекомбинантные молекулы ДНК.

В 1979 году Карл Илменси (Karl Illmensee) заявил, что ему удалось клонировать трех мышей.

В 1983 году Кэри Муллис (Kary Mullis) разработал метод полимеразной цепной реакции (ПЦР), позволяющий добиться значительного увеличения малых концентраций определенных фрагментов нуклеиновой кислоты (ДНК) в биологическом материале (пробе).

В 1984 году датский ученый Стин Вилладсен (Steen Willadsen) клонировал овцу из эмбриональных клеток. Это был первый эксперимент по клонированию млекопитающего. Вилладсен использовал метод пересадки ядра (nuclear transfer).

В 1986 году Вилладсен клонировал корову из дифференцированных клеток однонедельного эмбриона.

В этом же году профессора Университета Висконсина Нил Ферст (Neal First), Рэндал Прэзер (Randal Prather) и Уиллард Айстоун (Willard Eyestone) также клонировали корову из клеток зародыша.

В 1990 году стартовал проект "Геном человека" (Human Genome Project) - международная научно-исследовательская программа, целью которой стало определение последовательности более чем трех миллиардов нуклеотидов, составляющих генетический код человека.

В 1995 году профессора Рослинского института в Шотландии Иэн Уилмут (Ian Wilmut) и Кит Кэмпбелл (Keith Campbell) с помощью генетического материала двух изолированных эмбрионов успешно клонировали двух овец - Меган и Мораг.

В 1996 году Уилмут и Кэмпбелл впервые поставили эксперимент по клонированию животного из клеток взрослой особи, в результате которого 5 июля 1996 года на свет появилась овца Долли.

27 февраля 1997 года в английском журнале Nature была опубликована сенсационная статья эмбриолога и генетика Йена Уилмата об успешном клонировании овечки Долли.

В 1997 году в лаборатории Дона Вольфа (Don Wolf) Орегонского регионального центра по изучению приматов (Oregon Regional Primate Research Center) ученым удалось клонировать двух макак-резусов.

В этом же году президент США Билл Клинтон запретил использовать государственные средства для финансирования работ по клонированию человека.

В 1997 году Иэн Вилмут и Кит Кэмпбелл использовали выращенные в лабораторных условиях клетки кожи с генетически вживленным в них человеческим геном и клонировали еще одну овцу - Полли.

В 1998 году Долли родила трех здоровых ягнят, зачатых естественным путем.

В этом же году в Университете штата Гавайи группа ученых во главе с профессором Риузо Янагимачи (Ryuzo Yanagimachi) клонировала 50 мышей из клеток взрослых особей. Первая мышь-клон получила прозвище Кумулина.

22 декабря 2001 года в Техасском университете агрокультуры и машиностроения (Texas A&M University) родилась первая в мире клонированная домашняя кошка по кличке Сиси (CopyCat, CC). Через два года в университете родились первый клонированный олень - Дьюи и первая клонированная лошадь - Прометея.

В 2001 году ученые из компании Advanced Cell Technology, Inc. объявили о рождении быка-гаура по кличке Ноа, который стал первым клонированным животным, относящимся к вымирающим видам. Этот эксперимент открыл перспективу спасения исчезающих видов животных путем клонирования.

В 2003 году знаменитую на весь мир овцу Долли усыпили. Причиной послужил прогрессирующий рак легких, вызванный вирусом. Долли было 6,5 лет.

В 2005 году в Южной Корее на свет появилась первая в мире клонированная собака - африканская борзая Снаппи.

В 2009 году в Дубае (ОАЭ) родился первый клонированный верблюд - Инджас, в переводе с арабского "достижение".
Несмотря на ряд заявлений о проведении успешных опытов по клонированию человеческого эмбриона (1998, 2004 - в Южной Корее, 2002 - в США), на сегодняшний день научного подтверждения этому нет.

Запрет на проведение опытов по репродуктивному клонированию человека действует в Австралии, Австрии, Аргентине, Бельгии, Бразилии, Канаде, Чехии, Дании, Финляндии, Франции, ФРГ, Италии, Японии, Швеции, Швейцарии и других странах.

В 2002 году в России был введен пятилетний мораторий на клонирование человека, срок действия которого истек в 2007 году.

В 2010 году Госдума РФ приняла закон о продлении моратория. Закон при этом не запрещает клонирование клеток и организмов в научно-исследовательских целях, клонирование органов для трансплантации и клонирование животных.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников