Контакты | Реклама | Подписка
Начало > Эко новости > ГАЗПРОМ продолжает готовиться к разработке Штокмана

ГАЗПРОМ продолжает готовиться к разработке Штокмана

27/05/2012 17:04 / 👁 1384 / Источник Беллона / Поделиться:
Мурманск посетил глава компании "Газпром добыча шельф". На встрече с новым руководством области он подтвердил, что эта "дочка" ГАЗПРОМА будет строить в поселке Териберка глубоководный порт, который станет "ключом к Штокману". После целой череды откладывания решений о начале разработки Штокмановского месторождения, часть российских и зарубежных СМИ поспешили похоронить этот проект. ГАЗПРОМ продолжает готовиться к разработке Штокмана. Фото: Беллона ГАЗПРОМ продолжает готовиться к разработке Штокмана. Фото: Беллона
Мурманск посетил глава компании "Газпром добыча шельф". На встрече с новым руководством области он подтвердил, что эта "дочка" ГАЗПРОМА будет строить в поселке Териберка глубоководный порт, который станет "ключом к Штокману".

После целой череды откладывания решений о начале разработки Штокмановского месторождения, часть российских и зарубежных СМИ поспешили похоронить этот проект. Однако, как выясняется, работает известная поговорка - "собаки лают, а караван идёт". Заранее приношу извинения, если кто это примет на свой счет. То есть, подготовка к разработке Штокмановского месторождения продолжает движение, к тому же в неё уже вложены миллиарды рублей. Основными игроками остаются дочерние компании газового гиганта - "Газпром добыча шельф" и "Штокман Девелопмент АГ".

Как сообщил на встрече с новым губернатором Заполярья Мариной Ковтун гендиректор компании "Газпром добыча шельф" Александр Мандель, его компания через полтора года начнет строительство порта на побережье Баренцева моря в районе Териберки. Из него произведенный (на не построенном пока заводе) сжиженный природный газ (СПГ) будет отправляться покупателям морским путем. Естественно, на завод газ будет поступать со Штокмановского месторождения по трубам, проложенным по дну моря. Таким образом, Териберский порт становится ключом к Штокману.

- Проект очень крупномасштабный, рассчитанный на перевалку 30 миллионов тонн сжиженного газа в год. Таких специализированных портов в мире всего 2-3, а наш будет одним из крупнейших. Он уже вошел в транспортную схему развития России, - сообщил Александр Мандель. - Мы успешно согласовали комплексный план пошаговых действий реализации проекта с Министерством транспорта и ещё 80-ю ведомствами. Теперь очередь за администрацией Мурманской области, которая должна принять в нем активное участие.

В позапрошлом году компания проложила дорогу от поселка к технической площадке, с которой начнется строительство завода и порта.

Строительство дороги было сложным - пришлось прорубать трассу в скалах - поэтому компания потратила на неё более 2 миллиардов рублей. Потом наступило некоторое затишье в активных действиях, во время которого шла подготовка проекта порта.

В настоящее время практически готова техническая часть этого документа и идет её ведомственная экспертиза. Также документ отправлен в Министерство транспорта России, свои замечания присылают генеральный проектировщик "Гипроспецгаз" и субподрядчики. Когда всё будет готово, проект поступит в правительство России. И, как только оно выдаст разрешение, произойдет закладка порта. По плану это должно случиться в 2013 году.

- Стоимость строительства порта очень большая - около 2 миллиардов долларов. Поэтому мы максимально оптимизируем свои технические решения, - продолжает гендиректор. - Но это ещё не все расходы - там нужно построить склады для хранения газа, временные пункты пропуска грузов, проложить связь, дороги, электричество и другую инфраструктуру жизнедеятельности завода СПГ и порта. Вы знаете, что там нет железной дороги, а автомобильная дорога не сможет обеспечить одновременное строительство всего объекта. Поэтому нам придется разделить строительство на несколько этапов. То есть, очень много работы впереди.

Александр Мендель также сообщил, что вопреки всем пересудам и сплетням, участники реализации Штокмановского проекта продолжают рутинную работу. Этот проект очень сложный, поэтому недопустимо торопиться и делать ошибки. Необходимо обеспечить его техническую и экологическую надежность, чтобы инвесторы и местные жители не волновались зря.

По такому же принципу происходит подготовка к началу эксплуатации нефтяной платформы "Приразломная".

- Мы успешно прозимовали там зиму, провели тестирование платформы на устойчивость против воздействия ледовых полей, ветроволновых нагрузок. Сейчас продолжаем пуско-наладочные работы. И поэтому мы уверены в этой платформе как в себе, - уверяет господин Мандель. - Мы сейчас знаем, как управлять всем процессом, знаем, как в тех условиях работать. Так что через месяц - полтора мы начнем бурение первой скважины!

Комментарий Беллона

Последние несколько лет заявления высоких руководителей о планах освоения арктических просторов напоминают детективный роман: громко объявленные сроки каких-либо действий надо обязательно проверять впоследствии.

Вот и сейчас, 22 мая, господин Мандель в Мурманске объявил о начале бурения на "Приразломной" через полтора месяца, а 23 мая глава департамента по добыче газа, газового конденсата, нефти ОАО "Газпром" Всеволод Черепанов в Москве на брифинге заявил о переносе сроков бурения на декабрь 2012 - январь 2013 года. Между прочим, ранее первое бурение планировалось на окончание 2011 года.

Такая же история творится и с громкими заявлениями по Штокману - даже не стоит напоминать читателям эту хронологию.

Все предыдущие годы нам говорили об освоении арктического месторождения: и газопровод по территории Мурманской области обещали, и завод СПГ строили. Сегодня появилась новая тема - морской порт в Териберке для экспорта газа за рубеж. Получается, долгожданного газа область практически не получит. Так и останемся на "мазутной игле". И "Кольская ГМК" может добавить немножко угольных котельных. Настоящая модернизация 21-ого века!

Кроме того, в рамках Мурманского транспортного узла на западном берегу Кольского залива предполагается строительство двух крупных терминалов - угольного и нефтяного, через которые ежегодно планируют отправлять десятки миллионов тонн грузов.

Все как бы на нашей территории, но в качестве перевалочного пункта, как и сложилось по всей России: добыча полезных ископаемых и их выгодная продажа.

Справка:

Штокмановская структура была выявлена в 1981 году в результате комплексных морских геофизических исследований, проведенных специалистами треста "Севморнефтегеофизика" с научно-исследовательского судна "Профессор Штокман". В 1988 году было начато строительство первой поисковой скважины проектной глубиной 4500 метров, которое было завершено 27 июля 1988 г. на глубине 3153 метров. В результате ее испытания были открыты две залежи свободного газа с газовым конденсатом, и на Государственный баланс запасов по состоянию на 1 января 1989 г. впервые поставлены более 2,4 трлн. м3 свободного газа промышленных категорий. Месторождение расположено в центральной части шельфовой зоны российского сектора Баренцева моря. Основные характеристики месторождения: расположено в 550 км от берега; начальные геологические запасы оцениваются в 3,9 трлн. м3 газа и 56 млн. т газового конденсата; глубина моря - 340 м, высота волн - до 27 м; годовой диапазон температур - от −50 до +33 °C; наличие айсбергов весом до 4 млн. т. По разведанным запасам природного газа Штокмановское месторождение на сегодняшний день является одним из крупнейших в мире.

Приразломное месторождение открыто в 1989 году, оно находится на шельфе Печорского моря, в 60 км от берега (пос. Варандей). Глубина моря в районе месторождения составляет 19-20 м. Запасы нефти Приразломного месторождения составляют 72 млн. тонн, что позволяет достичь годового уровня добычи 6,6 млн. тонн.

Последние новости

Популярные новости