Начало > Эко новости > Затерянный мир Европы, или Сколько новых видов скрывает Старый Свет

Затерянный мир Европы, или Сколько новых видов скрывает Старый Свет

31/05/2012 20:18 / 👁 1103 / Источник Компьюлента / Поделиться:
Стараниями зоологов-любителей за последние полвека на территории Европы было открыто несколько сотен новых видов животных, и их число продолжает расти. Казалось бы, если где и искать новых животных, то уж точно не на родине зоологии и Карла Линнея: несколько столетий европейские исследователи описывали новых животных, начиная с тех, что живут у них под боком. Используемые любителями дедовские методы изучения живой природы пока что себя не исчерпали. (Фото Thurid Ems.) Используемые любителями дедовские методы изучения живой природы пока что себя не исчерпали. (Фото Thurid Ems.)

Казалось бы, если где и искать новых животных, то уж точно не на родине зоологии и Карла Линнея: несколько столетий европейские исследователи описывали новых животных, начиная с тех, что живут у них под боком. Но тут в веб-журнале PLoS ONE появилась статья, авторы которой (а их аж 51 человек), сообщают, что Старый Свет по сей день остаётся чем-то вроде конан-дойлевского "затерянного мира": с середины прошлого века тут было открыто более 770 новых видов.

И речь не только о мельчайших членистоногих, которых, как известно, великое множество и которых не обнаружить без современного микроскопа и ДНК-анализатора. Среди новых видов есть и крупные жуки, и пауки, и даже пресноводные рыбы. Авторы подчёркивают, что сейчас сообщения о новых видах на территории Европы появляются в четыре раза чаще, чем сто лет назад. При этом почти 60% открытий совершаются любителями, для которых зоология и систематика всего лишь хобби.

Роль любителей-добровольцев давно признана в таких областях, как экология и астрономия, но среди профессиональных зоологов и систематиков их по-прежнему недооценивают. По мнению учёных, в той же Европе неоткрытыми остаются едва ли не тысячи видов, и чтобы как-то исправить положение, следует объединить методы любителей, пользующихся старыми добрыми морфологическими способами определения вида, с новейшими разработками, вроде того же ДНК-анализа, которыми вооружены профессионалы.

На сегодня описано около двух миллионов видов животных и растений. Согласно некоторым выкладкам, видов на Земле в пятнадцать раз больше - примерно тридцать миллионов. Каждый год приносит около семнадцати тысяч новых видов. Основная их масса относится к мелким беспозвоночным, и наибольший урожай дают тропики, но, как вы уже поняли, и в старушке Европе есть ещё что открывать. При этом в некоторых группах скорость открытия новых европейских видов пока даже не вышла на плато: каждый год количество новых мух, улиток и клещей оказывается больше прошлогоднего.

Описание новых видов помогает более полно представить функционирование экосистемы и понять, какие шаги нужно предпринять для сохранения биоразнообразия, без которого не выжить ни клещу, ни, увы, человеку.