Начало > Эко новости > Многолетний спор разрешён: наночастицы серебра без его ионизации бактерицидного действия не оказывают

13/07/2012 11:01 / 👁 1923 / Поделиться:
О том, что ионы серебра, отщепляющиеся от наночастиц серебра при окислении, обладают способностью убивать бактерии, было известно давно. Наночастицы серебра сферической формы. Фото: http://sci-lib.com Наночастицы серебра сферической формы. Фото: http://sci-lib.com
Наночастицы серебра сегодня используются практически везде: в косметике, при производстве пищевых контейнеров, ядохимикатов, моющих средств, носков и огромного количества других продуктов, и всё ради одной-единственной цели: предотвратить микробное заражение продуктов и материалов.

Однако механизм действия серебра долгое время оставался неясным. В частности, многие учёные считали, что наночастицы серебра, особенно самые маленькие из них, диаметром около 3 нанометров, способны убивать бактерии сами по себе.

Спор разрешили учёные из Райсовского университета (США), о чём и рассказали на страницах сайта www.sciencedaily.com. Они доказали, что если лишить серебро возможности ионизироваться, оно станет практически безвредным для микроорганизмов - независимо от размера его наночастиц. Согласно полученным ими данным, опасность для бактерий представляют только ионы серебра в растворе, окисляющиеся в непосредственной близости от бактерии.

В начале исследования учёные пытались выявить корреляцию между размером частиц (от 3 до 11 нм) и их токсичностью для бактерий - согласно рабочей гипотезе, с уменьшением размеров частицы её токсичность должна была возрастать. Результаты, однако, оказались обескураживающими: никакой явной зависимости выявить не удалось.

После этого исследователи решили оценить токсичность частиц в бескислородной среде - таким образом они контролировали освобождение и окисление ионов серебра. И выяснили, что в анаэробных условиях даже концентрация 195 серебряных наночастиц на миллион не является токсичной для бактерий. И наоборот, при свободном доступе кислорода всего 15 частиц на миллиард было достаточно, чтобы полностью убить все присутствовавшие бактерии. Таким образом, оказалось, что ионы серебра обладают в 7 665 более сильным бактерицидным действием, чем его наночастицы.

Разработанный исследователями анаэробный метод оценки металла на токсичность может оказаться полезным для оценки действия наночастиц других металлов, а также, возможно, позволит разработать более эффективные и экономные способы применения серебряных добавок. Это тем более важно, поскольку в ходе исследования обнаружилась любопытная закономерность: очень малые дозы серебра, наоборот, стимулируют рост и развитие микроорганизмов. Учитывая, что серебро - ценный, редкий и достаточно дорогой металл, возможность "тонкой настройки" его действия на микроорганизмы может оказаться неоценимой с точки зрения экономики.