Начало > Эко новости > Гусеницы египетских хлопчатниковых совок метят брачными феромонами съедобные листья

05/09/2012 23:05 / 👁 1514 / Поделиться:
Группа биологов из Института физиологии насекомых в Версале (Франция) обнаружила необычное явление в поведении гусениц египетских хлопчатниковых совок, за которыми ученые наблюдали довольно долгое время. Как заметили исследователи, эти гусеницы помечают своими брачными феромонами съедобные листья растений, чтобы таким образом привлечь других личиной. Spodoptera littoralis. Фото: http://www.freshfromflorida.com/ Spodoptera littoralis. Фото: http://www.freshfromflorida.com/
Об этом биологи рассказали в статье, которая была опубликована в научном онлайновом журнале Nature Communications.

Египетские хлопчатниковые совки (Spodoptera littoralis) являются широко распространенными вредителями, гусеницы которых питаются листьями таких сельхоз культур как хлопчатник, кукуруза, табак и другие. Сегодня совки распространены практически по всем тропическим регионам нашей планеты, доставляя немало хлопот местным фермерам.

Биологи из Франции тщательно изучали поведение гусениц совок. Особенно ученых интересовало то, как гусеницы реагировали на различные ароматы. Французские ученые провели несколько экспериментов, один из которых и "рассказал" о необычном поведении гусениц. В ходе этого эксперимента ученые обрабатывали листья растений различными ароматами, среди которых были ароматические масла вещества гексанола, а также экстракты брачных феромонов, которые ученые предварительно извлекли из тел взрослых особей египетских хлопчатниковых и капустных совок.

Эксперимент был довольно прост. В специальном сосуде на равном расстоянии от совок, но в противоположных концах сосуда, находились кормушки с листьями. Одни листья были чистыми, другие - покрыты различными ароматическими растворами. Как оказалось, гусеницы прекрасно распознавали запахи масла, гексанола и феромонов капустных совок. Более того личинки всегда двигались в направлении того поддона, где лежали листья, помеченные брачными феромонами Spodoptera littoralis. Интересен еще и тот факт, что даже молодые совки никогда не ошибались и двигались в направлении запахов брачных феромонов.

Ученые проверили эти результаты - они отделили антенны от тела гусениц, подключили к ним электроды и проследили, вырабатывают ли они импульсы в присутствии молекул феромонов. Эксперимент подтвердил первоначальные выводы - гусеницы действительно реагировали на брачные феромоны и воспринимали их как сигнал о еде.

Таким образом, хлопчатниковые совки используют брачный феромон как сигнальное вещество для пометки съедобных растений в раннем возрасте и приманивания особей противоположного пола во взрослой жизни.