Начало > Эко новости > Учёные-биологи обнаружили связь между биологическими часами и нейронной активностью

03/10/2012 16:42 / 👁 1512 / Поделиться:
Им удалось ответить на один из самых интересных и важных вопросов неврологии: каким образом биологические часы организма регулируют активность нейронов-пейсмейкеров, которые, в свою очередь, контролируют биологические ритмы организма в целом. Мухи дрозофилы. Фото: http://zverushca.ru Мухи дрозофилы. Фото: http://zverushca.ru
Биоритмы считаются одним из наиболее древних адаптационных механизмов, развившихся у живущих на земле животных и растений, и их можно изучать на примере любого фрагмента живой материи, от водорослей до эритроцитов.

Исследование проводилось на мухах дрозофилах, "часовые" гены которых функционируют по тому же принципу, что и "часовые" гены человека. В центре внимания учёных оказались восемь главных пейсмейкерных нейронов, расположенных в центральной нервном ганглии. Эти нейроны задавали режим сна и пробуждения мух в течение суток. Учёным удалось извлечь эти нейроны из тела мухи и исследовать в лабораторных условиях набор генов, экспрессирующийся при пробуждении и во время отхода ко сну.

В ходе нескольких серий последовательных экспериментов им удалось обнаружить ген Ir, экспрессирующийся практически только в нейронах-пейсмейкерах и преимущественно во время отхода ко сну. Этот ген управляет калиевыми каналами, открытие которых запускает механизм перехода нейронов в режим отдыха.

Кроме того, согласно опубликованным на портале www.sciencedaily.com данным, исследователям удалось выяснить, что мутации этого гена, повышающие или понижающие уровень секреции кодируемого белка, оказывают влияние на биологические ритмы организма. Интересно, что при этом наблюдается корреляция между уровнем экспрессии гена Ir и величиной электрического потенциала нейронной активности.

Авторы открытия считают, что их работа поможет в лечении пациентов, страдающих нарушениями сна.