Начало > Эко новости > Жуки могут синтезировать необычные вещества

Жуки могут синтезировать необычные вещества

15/11/2012 16:37 / 👁 1526 / Источник Наука и Жизнь / Поделиться:
Жуки-мягкотелки вырабатывают вещества, которые могут стать основой нового поколения антибиотиков и лекарства от рака.Защищаясь от хищников, жуки-мягкотелки вырабатывают жирные кислоты DHMA (dihydromatricaria acid), относящиеся к группе кислот полиинов. Как выяснилось, эти кислоты, помимо прочего, обладают противораковыми и противомикробными свойствами. Хрущак малый булавоусый (Tribolium castaneum), один из объектов исследования. Фото: http://www.nkj.ru Хрущак малый булавоусый (Tribolium castaneum), один из объектов исследования. Фото: http://www.nkj.ru

Защищаясь от хищников, жуки-мягкотелки вырабатывают жирные кислоты DHMA (dihydromatricaria acid), относящиеся к группе кислот полиинов. Как выяснилось, эти кислоты, помимо прочего, обладают противораковыми и противомикробными свойствами. Работа австралийских учёных из Содружества по Научным и Промышленным Исследованиям (CSIRO) и их шведским коллегам из Каролинского Института опубликована в журнале Nature Communications.

"Впервые нашей исследовательской группе удалось выделить и изучить три гена, белковые продукты которых участвуют в биосинтезе жирной кислоты, выделяемой жуками-мягкотелками для защиты от хищников и инфекций", - сообщила доктор Виктория Херитос, научный руководитель CSIRO в области изучения экосистем. "Теперь мы можем синтезировать эту необычную жирную кислоту в искусственных условиях и использовать ее в качестве основы для антибиотиков и противораковых лекарств", - подчеркнула доктор Херитос.

Жуки-мягкотелки выделяют вязкую белую жидкость, чтобы защититься от нападений хищников, из нее также образуется восковая кутикула, которая помогает насекомым защищаться от различных инфекций. В этой жидкости содержатся дигидроматрикарные кислоты, которые обладают противораковыми и антибактериальными свойствами.

Полиины - класс веществ, которые обнаружены и в различных растениях, и в водорослях, и в морских губках и в мхах, но эти соединения необычайно тяжело синтезировать искусственно. Однако доктор Херитос и её научная группа сумели достичь успеха, найдя нетривиальное решение. "Мы научились создавать полиины при помощи простых организмов вроде дрожжей", - пояснила доктор Херитос. Ранее считалось, что источником жирной кислоты является пища жуков-мягкотелок - мелкие насекомые и листья растений. Однако теперь понятно, что эти насекомые могут сами синтезировать это вещество.