Начало > Эко новости > Антидепрессанты и противозачаточные средства вредят пресноводной рыбе

Антидепрессанты и противозачаточные средства вредят пресноводной рыбе

20/11/2012 12:47 / 👁 1652 / Источник Компьюлента / Поделиться:
Экологи давно знают, что наши лекарства, от противовоспалительных средств до гормонов в противозачаточных таблетках, плохо сказываются на состоянии окружающей среды. В первую очередь все эти вещества бьют по рыбам и прочим водным организмам, что понятно. Однако только сейчас, накопив достаточно данных, исследователи начинают осознавать масштаб и характер медицинского загрязнения окружающей среды. Толстоголовый гольян оказался чувствителен к антидепрессантам и противозачаточным медикаментам. (Фото Gary Meszaros.) Толстоголовый гольян оказался чувствителен к антидепрессантам и противозачаточным медикаментам. (Фото Gary Meszaros.)

Одним из таких загрязнителей является флуоксетин - действующее вещество антидепрессанта прозака. Из организма он выводится вместе с мочой, и, учитывая популярность лекарства, можно представить, какие количества его попадают в водоёмы, минуя очистные сооружения. Экологи из Висконсинского университета в Милуоки (США) провели исследование того, как флуоксетин влияет на брачное поведение толстоголовых гольянов. Самцы этих пресноводных рыб, когда приходит пора размножения, строят гнездо, в которое приходит самка и откладывает икру. Самец затем следит за самочувствием кладки, удаляя болезнетворную плесень и испорченные икринки.

Флуоксетин, по словам исследователей, заставляет самцов уделять всё внимание гнезду - настолько, что они перестают замечать самку. Рыбы, если можно так сказать, зацикливаются на постройке гнезда. Причём такое поведение наблюдается не при сверхвысоких экспериментальных концентрациях вещества, а при обычных, которые можно обнаружить, так сказать, в естественных условиях. Если же поднять концентрацию флуоксетина, то самцы и вовсе начинают убивать самок. Спустя какое-то время агрессия проходит, но тут уже самки перестают метать икру.

Ну а зоологи из Университета Сент-Клауд в Миннесоте (США) обнаружили, что даже ничтожные количества 17-β-эстрадиола, который содержится в противозачаточных препаратах, влияет на способность мальков гольянов уходить от опасности. Концентрации гормона, которые экологи использовали в эксперименте, были действительно невелики, от 20 до 100 нг/л. По словам учёных, эстрадиол замедляет реакцию мальков, и в итоге они становятся лёгкой добычей для хищника.

Обе группы учёных доложили свои результаты на съезде Североамериканского отделения Общества исследователей химии и токсикологии окружающей среды.

И флуоксетин, и эстрадиол, по свидетельству экологов, влияют на активность генов в нейронах мозга рыб. Эстрадиол начинает действовать уже на ранней стадии развития, стимулируя гены, отвечающие за синтез дофамина. Дальнейшие эксперименты, разумеется, последуют, однако уже сейчас ясно, что человек медицинскими отходами может нарушить экологическое равновесие водоёмов (в данном случае это означает, что более крупные хищные рыбы, имеющие промысловое значение, могут остаться без пищи, ведь гольян в их меню - одно из главных блюд). Так что в сточных водах, проходящих очистку, необходимо отслеживать не только привычные загрязнители, но и вот такие безобидные на первый взгляд вещества, как антидепрессанты и противозачаточные медикаменты.

Подготовлено по материалам Nature News.