Контакты | Реклама | Подписка
Начало > Эко новости > Может ли государство обеспечить безопасность добычи нефти на арктическом шельфе?

Может ли государство обеспечить безопасность добычи нефти на арктическом шельфе?

23/11/2012 11:39 / 👁 1220 / Источник Greenpeace / Поделиться:
Правительство готово предоставить нефтяным и газовым компаниям беспрецедентные льготы, чтобы привлечь их к освоению ресурсов континентального шельфа, в том числе арктического. Может ли государство обеспечить безопасность добычи нефти на арктическом шельфе? Фото: Greenpeace Может ли государство обеспечить безопасность добычи нефти на арктическом шельфе? Фото: Greenpeace
Но готово ли государство гарантировать безопасность таких проектов?

Гринпис получил официальные ответы от Министерства природных ресурсов и Министерства Транспорта РФ, в которых чиновники продемонстрировали незнание российского природоохранного законодательства и международных соглашений, а также полное нежелание заниматься проблемой нефтяных разливов и взаимодействовать по этому вопросу с общественностью.

В бизнесе главное - льготы

Президент России обещает радикально снизить налоги и экспортные пошлины, чтобы привлечь компании к добыче углеводородов на труднодоступных месторождениях, в том числе арктических. Первые льготы из этого пакета могут быть утверждены уже в ближайшие дни: завтра Госдума планирует рассмотреть поправки в Налоговый кодекс, обнуляющие налог на имущество для газовых проектах на шельфе.

По словам директора Института проблем нефти и газа Анатолия Дмитриевского, к 2030 году Россия намерена добывать на арктическом шельфе до 30 млн тонн нефти и 130 млрд куб.м. газа. Но какие меры принимает правительство для того, чтобы обеспечить безопасность столь масштабных работ в экстремальных условиях Арктики?

Гринпис попытался выяснить это, направив запросы в Министерства транспорта и природных ресурсов РФ с просьбой предоставить планы по борьбе с аварийными разливами нефти на арктическом шельфе для общественной экспертизы.

Нефть есть, а планов ликвидации разливов - нет

Минтранс сообщил, что региональный и федеральные планы ликвидации аварийных разливов нефти (ПЛАРН) для Баренцева моря находятся на стадии "разработки и согласования". То есть действующих ПЛАРНов нет. ПЛАРН - это ключевой документ, который предусматривает меры по защите местного населения и окружающей среды в случае аварийных разливов нефти, а также необходимые для этого ресурсы. О важности этого документа говорит тот факт, что при его отсутствии любое бурение в принципе незаконно.

При этом представители "Газпрома" не раз заявляли о готовности начать бурение на месторождении "Приразломное" в Баренцевом море уже в этом году, при отсутствии действующего ПЛАРН. Министерство транспорта предпочло "не заметить" факта этого вопиющего нарушения.

Далее Минтранс пишет, что "Действующим законодательством не предусмотрена передача общественным организациям планов ЛРН для проведения общественной экспертной оценки". Но, согласно Федеральному закону "Об экологической экспертизе", граждане и общественные организации имеют право выдвигать предложения о проведении общественной экспертизы хозяйственной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения. В перечень объектов, в отношении которых может проводиться общественная экспертиза, входят в том числе объекты, указанные в Федеральном законе о "О континентальном шельфе Российской Федерации".

Предоставить возможность общественной оценки нефтяных проектов требуют и международные соглашения, в которых участвует Россия. В частности, "Руководящие принципы нефте- и газодобычи в Арктических морях" международного Арктического совета четко указывают: "…надлежит предоставлять возможность для публичной оценки и комментирования Плана (по ликвидации аварийных разливов нефти)".

Позиция Министерства явно диссонирует с публичными заявлениями лидеров страны.

На международном форуме "Арктика - территория диалога" в 2010 году Владимир Путин заявил: "Ни один индустриальный проект в российской Арктике не будет реализован без учета самых строгих экологических требований. Это принципиальная позиция". Ему вторит бывший вице-премьер, а ныне президент крупнейшей нефтяной компании "Роснефть" Игорь Сечин: "Разработка арктического шельфа РФ будет проводиться с соблюдением самых высоких требований охраны природы".

Похоже, письмо Минтранса просто честно показывает реальное состояние дел в Арктике. Благодаря таким ответам становится понятно, что все громкие заявления об экологически ответственном природопользовании в Арктике - не более, чем просто слова. Это подтверждает и ответ, полученный Гринпис от Министерства природных ресурсов и экологии.

Без надзора и контроля

В своем ответном письме МПР сообщает, что "вопросы ликвидации аварийных разливов не входят в компетенцию Минприроды России". Между тем, в Положении о министерстве говорится, что данный федеральный орган осуществляет в том числе функции "по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты…"

То есть на Министерство как минимум возложена ответственность за нормативно-правовое регулирование вопросов, связанных с охраной водных объектов.

На практике МРП все-таки занимается проблемой нефтяных загрязнений, что наглядно демонстрировал прежний министр Юрий Трутнев. Например, он лично посещал разливы в Ханты-Мансийском округе и докладывал о них на тот момент премьер-министру Путину.

Можно сделать вывод, что система обеспечения государственного контроля за нефтяными проектами в Арктике в России не налажена, а осуществлению общественного контроля чиновники и вовсе препятствуют. В таких условиях последствия промышленного освоения Арктики просто непредсказуемы.

Руководитель энергетического отдела Гринпис России Владимир Чупров считает авантюрной идею освоения арктических ресурсов за счет государственных льгот: "Сколь масштабные проекты бы ни объявляло правительство, все они будут тормозиться коррупцией и неэффективностью государственной машины. Миллиардные вложения в углеводороды Арктики не только экономически не оправданы, но и несут высочайшие риски. В условиях современной России гораздо разумнее было бы вкладывать средства в повышение эффективности уже действующих месторождений. А на арктическом шельфе при нынешнем отсутствии контроля необходимо вовсе запретить бурение, как промышленное, так и разведочное".

Последние новости

Популярные новости