Начало > Эко новости > Кажется, цунами можно отследить по магнитным аномалиям

Кажется, цунами можно отследить по магнитным аномалиям

02/07/2013 10:03 / 👁 1145 / Источник Компьюлента / Поделиться:
Группа специалистов из Шанхайского технического университета (КНР) под руководством Бэньлун Вана (Benlong Wang) заявила о том, что магнитные поля от цунами могут здесь и сейчас регистрироваться со спутников. Само собой, это позволит предупреждать население в соответствующих районах. Цунами опасны своей относительной непредсказуемостью: при своевременном предупреждении в той же Японии в 2004 го. жертв почти не было, а вот семь лет спустя сигнал пришёл слишком поздно... (Фото Shutterstock.) Цунами опасны своей относительной непредсказуемостью: при своевременном предупреждении в той же Японии в 2004 го. жертв почти не было, а вот семь лет спустя сигнал пришёл слишком поздно... (Фото Shutterstock.)

Речь идёт о чрезвычайно опасных явлениях, которые зачастую становятся причиной трагедий: так, в 2004 году цунами убили почти четверть миллиона человек, а в 2011-м в Японии отправили на тот свет 15 тыс. и вызвали Фукусимскую катастрофу. А всё в основном потому, что цунами с трудом поддаются обнаружению. По сути, кроме данных сейсмологов никаких надёжных методов пока нет. Но сейсмическая информация даёт лишь понимание того, что где-то в океане (или рядом с ним) произошло событие, аналогичное землетрясению. Подобные сигналы далеко не всегда сопровождаются цунами.

Случается и наоборот: толчок бывает слабым, а итоговые волны, к сожалению, «зашкаливающими». В открытом море, как всем известно, цунами имеет высóты порядка метра, редко — чуть больше. Как выделить такую волну, ведь даже мёртвая зыбь бывает выше?..

Китайцы обратились к простому физическому факту: движение солёной воды (слегка электропроводной) в магнитном поле (в данном случае земном) обязательно приведёт к лёгким аномалиям. Чтобы выяснить их природу, учёные провели моделирование самых разных сценариев цунами. Затем предсказания модели сверялись с данными о колебаниях магнитного поля Земли в 2004 и 2010 гг. (суматранское и чилийское цунами).

И вот что в итоге выяснилось: высота волн напрямую связана с величиной аномалий в магнитном поле планеты. Зависимость оказалась очень простой; в принципе, обсчитать её можно за секунды с помощью данных со спутников с низкой орбиты, а то и по показаниям метеозондов. Между тем сегодняшние сейсмические методы часто требуют примерно пяти-шести минут для того, чтобы оценить степень вероятности цунами. Более того, магнитный метод, по словам авторов работы, позволяет отследить движение волны по океану чуть ли не в реальном времени, что невозможно для сейсмологов, сообщающих лишь о моменте вызвавшего волны сейсмособытия.

Другие учёные, не вовлечённые в рассматриваемое исследование, выражают сдержанные чувства по отношению к концепции; особенно это касается использования для её реализации спутников. Они напоминают, что геомагнитное поле обычно имеет порядка 40 000 нТл, в то время как сигналы, выявленные китайцами, равны 1–2 нТл. И вообще, несмотря на то что это удалось выявить при ретроспективном анализе, реальные события такого рода могут сопровождаться магнитными «шумами». Только представьте, сколько подобных «магнитных» событий, включая те, что имеют внеземное происхождение, атакуют спутники...

Словом, достоверно выяснить, эффективна ли предложенная система, можно лишь при её развёртывании, хотя бы экспериментальном.

Отчёт об исследовании опубликован в журнале Proceedings of the Royal Society A.