Начало > Эко новости > "Сквозное" устройство легких роднит варанов с птицами, выяснили ученые

"Сквозное" устройство легких роднит варанов с птицами, выяснили ученые

12/12/2013 13:59 / 👁 1075 / Источник РИА Новости / Поделиться:
Вараны оказались обладателями крайне необычной дыхательной системы, через которую воздух проходит лишь один раз, что роднит этих ящеров с птицами, чьи легкие и набор воздушных мешков позволяют им дышать во время полетов и периодов покоя, заявляют ученые в статье, опубликованной в журнале Nature. Варан. Фото: http://nnm.me/ Варан. Фото: http://nnm.me/

"Похоже, что подобная система дыхания встречается гораздо чаще и была изобретена природой гораздо раньше, чем мы думали. Теперь мы знаем, что она характерна не только для птиц, и что все наши представления о роли и эволюции "проточной" системы дыхания не соответствуют действительности", — заявила Коллин Фармер из университета Юты в Солт-Лейк-Сити (США).

Фармер и ее коллеги пришли к такому необычному выводу, изучая томограммы грудной клетки африканских степных варанов (Varanus exanthematicus). На этих снимках ученые заметили необычные мешкообразные структуры рядом с легкими этой рептилии, которые раньше никогда не находили у прочих видов варанов и других ящериц.

Проанализировав их структуру и сравнив серии снимков, ученые пришли к поразительному выводу — воздух через их легкие проходил лишь один раз и двигался всегда в одном направлении, не "возвращаясь" назад. Это стало возможным благодаря этим "мешкам", в которые воздух попадал из легких и через них проходил обратно в трахею. Как отмечают ученые, подобное "сквозное" дыхание ранее считалось отличительным признаком птиц, одной из черт их приспособления к жизни в воздухе.

По этой причине палеонтологи и биологи-эволюционисты считали, что такая манера дыхания не могла появиться раньше середины Юрского периода, примерно 170 миллионов лет назад. Открытие Фармер и ее коллег отодвигает эту дату на 100 миллионов лет, конец Пермского периода, когда разделились предки варанов и архозавров — предтеч современных птиц, крокодилов и вымерших динозавров. Тем не менее, ученые не отрицают возможности того, что архозавры и вараны "изобрели" такую систему дыхания независимо друг от друга и в разное время.