Начало > Эко новости > Предела на скорость формирования почв не существует, выяснили ученые

Предела на скорость формирования почв не существует, выяснили ученые

17/01/2014 13:39 / 👁 8875 / Источник РИА Новости / Поделиться:
Масса почвы в горах Новой Зеландии растет с рекордно высокой скоростью, которая примерно в два раза превышает максимально возможные темпы формирования новых почв, что позволяет говорить об отсутствии подобной "планки", заявляют геологи в статье, опубликованной в журнале Science. Новая Зеландия. Фото: http://www.infokart.ru/ Новая Зеландия. Фото: http://www.infokart.ru/

"Наши коллеги считали, что почвы могут формироваться с некой предельной скоростью. В нашей работе мы раскрыли отношение между темпами формирования почвы и скоростью разрушения гор и обнаружили, что их максимальные значения заметно превышают те, которые были зафиксированы другими геологами", — заявил Айзек Ларсен из университета Вашингтона в Сиэтле (США).

Ларсен и его коллеги пришли к такому выводу, совершив экспедицию в Южные Альпы, протянувшиеся по всему западному побережью новозеландского острова Южный. Западная часть этих гор активно разрушается под действием ветра и воды, что побудило авторов статьи проверить, отражается ли ускоренная эрозия пород на то, как быстро формируется почва.

Ученые собрали образцы земли и измерили доли бериллия-10 внутри них. Атомы этого изотопа возникают в атмосфере под действием космических лучей и постепенно накапливаются в почве, попадая в нее вместе с дождями. Большой период полураспада, около 1,36 миллиона лет, позволяет использовать долю бериллия-10 в качестве индикатора возраста почвы и скорости ее накопления.

Скорость разрушения гор была крайне неоднородной для разных участков Южных Альп — так, в некоторых регионах горы "стачивались" на 10 миллиметров в год или даже больше, а в других они почти не менялись. Исследователи обнаружили, что скорость накопления новых почв росла вместе с тем, насколько активно разрушались горы.

По расчетам геологов, почва в самых разрушенных регионах Южных Альп формировалась со скоростью в 2,5 миллиметра в год, что почти в два раза быстрее, чем считалось максимально возможным ранее. Данный факт, как полагают ученые, свидетельствует о наличии пробелов в нашем понимании того, как формируются почвы.