Начало > Эко новости > Исследование: из-за потепления климата на планете исчезают шмели

Исследование: из-за потепления климата на планете исчезают шмели

06/05/2024 18:52 / 👁 274 / Источник / Поделиться:
Существует множество факторов, способствующих сокращению популяции шмелей по всему миру. Среди них – разрушение среды обитания, использование пестицидов, потеря генетического разнообразия и болезни.

Но основную причину ученые видят в изменении климата: как показало исследование, уменьшение численности шмелей и пчел во всем мире происходит именно из-за повышения температуры.
Шмель. Шмель.

Главный фактор сокращения популяций шмелей во всем мире – изменение климата, утверждают авторы нового исследования, опубликованного в Frontiers in Bee Science – специализированном издании, посвященном изучению биологии пчел.

По данным Environment America, за последние 20 лет численность американских шмелей сократилась на 90 %, пишет Newsweek. Такая тенденция характерна для всей планеты. Это вызывает у ученых серьезную тревогу, поскольку шмели жизненно важны для экосистем от Арктики до тропиков. Шмели имеют большую ценность в том числе для сельского хозяйства, где широко используются при опылении растений. И если их численность продолжит сокращаться, фермеры не смогут выращивать многие фрукты и овощи.

Сокращение популяций и ареалов некоторых видов шмелей ведущий автор исследования Питер Кеван из Университета Гвельфа в Канаде объясняет проблемами перегрева гнезд и выводка. Жара, вероятно, является основным фактором, поскольку нагрев гнезда выше 35 °C смертелен для шмелей, несмотря на замечательную способность этих насекомых к терморегуляции, отметил Кеван. Ученые изучили все исследования за последние 180 лет об этом виде, и обнаружили общий фактор для всех видов шмелей: они могут выжить при температуре до 36 °C, но идеальная температура для гнезд составляет от 28 °C до 32 °C.

При этом шмели вряд ли смогут адаптироваться к повышению температуры из-за изменения климата, говорится в исследовании. Авторы отмечают, что колония шмелей «действует как суперорганизм», полагающийся на коллективное выживание. Чрезмерный нагрев наносит больший вред большинству животных и растений, чем холод, рассказал Кеван. Когда температура становится слишком высокой, метаболические процессы организма нарушаются, и смерть наступает быстро, добавил он.

Температурные пороги одинаковы у многих видов шмелей, что ограничило их способность адаптироваться, и повышение температуры представляет собой большую угрозу для всего вида, обеспокоены авторы публикации.

Аналогичные исследования были проведены на медоносных пчелах, еще одном находящемся под угрозой исчезновения виде. Авторы этих научных изысканий также пришли к выводу, что высокие температуры в гнездах угрожают здоровью пчелиной матки. А это означает, что тепловой стресс является основным фактором общего снижения численности пчел.